Волгоград Среда, 16 Октября

Тогда и сейчас: каким был раньше общественный транспорт Волгограда

Загадочные аббревиатуры ЗиУ, МТБ, ВМЗ, MTTA и многие другие также загадочно канули в прошлые десятилетия истории. А все это целые марки троллейбусов и трамваев, когда-то перевозивших жителей Волгограда. С тех пор многое изменилось, на улицах города на благо горожан работает теперь совсем другой, современный транспорт. А старое глядит на нас с фотографий.

«Блокнот Волгограда» предлагает посмотреть, вспомнить, сравнить, как раньше выглядел тот транспорт, на котором, как это водится, горожане ежедневно все также опаздывали на работу, а вечером стояли в традиционных пробках.

WhatsApp Image 2019-08-07 at 21.23.37(2).jpeg

Немного о трамваях Царицына-Сталинграда-Волгограда

Царицын оказался первым уездным городом России, в котором 9 апреля 1913 года появился трамвай. Первая трамвайная линия в городе проходила от станции «Тихорецкой» в сторону центра города до площади Никольской (в настоящее время - пл. им. Ленина). Ее протяженность составляла около 10 километров.

WhatsApp Image 2019-08-07 at 21.23.37(1).jpeg

WhatsApp Image 2019-08-07 at 21.23.37(3).jpeg

Еще один знаменитый факт - во время Сталинградской битвы практически все трамвайное хозяйство было уничтожено. Так началась пора восстановления. К ноябрю 1944 года после восстановления железобетонного моста через реку Царицу открылось трамвайное движение до лесозавода им. Куйбышева. Вскоре появилась трамвайная линия от завода «Красный Октябрь» до тракторного завода.

WhatsApp Image 2019-08-07 at 21.23.37(4).jpeg

WhatsApp Image 2019-08-07 at 21.23.37(5).jpeg

С 1949 года в Сталинград стали поступать вагоны МТВ-82, которые эксплуатировались в городе до 1973 года. Всего в 1953 году в Сталинграде действовало 9 трамвайных маршрутов.

Трамвай в самом южном Красноармейском районе Волгограда появился к 1958 году. Здесь открыли трамвайное движение по маршруту №11, в эксплуатацию ввели трамвайное депо №3, но соединять с сетью в центре города ее так и не стали.

WhatsApp Image 2019-08-07 at 21.23.37.jpeg

WhatsApp Image 2019-08-07 at 21.23.38(1).jpeg

В ноябре 1959 года трамвайный парк пополнился вагонами Т-59Е и Т-2-62 производства завода Гота (ГДР). Они проработали на трамвайных маршрутах Сталинграда–Волгограда до 1972 года.

И только к сентябрю 1967 года в Волгограде стали появляться известные комфортабельные вагоны чешского производства «Татра» Т-3. Они стали основой трамвайного парка города. До сих пор их волгоградцы видят на улицах города.

WhatsApp Image 2019-08-07 at 21.23.38(2).jpeg

WhatsApp Image 2019-08-07 at 21.23.38(3).jpeg

К 1970 году в Волгограде начали строить  известную волгоградскую подземку – наземные участки линии, в 1976 году была построена ее подземная часть. А 5 ноября 1984 года было открыто постоянное пассажирское движение на первой очереди волгоградского скоростного трамвая. Ее протяженность составляет 13,5 км. (в том числе 3,5 км – подземная часть, две подземные станции, одна – на эстакаде).

WhatsApp Image 2019-08-07 at 21.23.38.jpeg

Кстати, в марте 1978 года трамвайная линия перенесена с проспекта им. Ленина на улицу Краснопитерская (сегодня – ул. им. Чуйкова).

WhatsApp Image 2019-08-07 at 21.25.48(1).jpeg

WhatsApp Image 2019-08-07 at 21.25.48(2).jpeg

В 1985 году началось строительство второй очереди СТ. Пуск второй очереди СТ состоялся 1 декабря 2011 года. Это подземный участок с тремя станциями протяженностью 3,8 км. Сейчас скоростной трамвай в Волгограде соединяет пассажирским сообщением пять районов города из восьми. На маршрутах СТ эксплуатируются вагоны с двусторонним расположением дверей и двумя кабинами водителя, а также вагоны Татра Т3.

Смотрите, троллейбус!

Сеть троллейбусов начала формироваться в Волгограде уже после войны. И тоже имеет в городе свою отдельную историю. Движение открыли еще в Сталинграде 31 декабря 1960. Первый маршрут по протяженности был сравнительно небольшим - начинался на Привокзальной площади, выходил на проспект им. Ленина и заканчивался на площади Возрождения. Затем маршрут в Волгограде постепенно продлевали.

WhatsApp Image 2019-08-07 at 21.25.48(3).jpeg

WhatsApp Image 2019-08-07 at 21.25.48(4).jpeg

Троллейбус постепенно добрался до проспекта Металлургов, до школы №12, до площади имени Дзержинского, и наконец в 1965-м – до Нижнего поселка ВГТЗ. А еще через несколько лет появился в Красноармейском районе. И так далее в других районах. Новые «ветки» открывали вплоть до 2010 года

Когда-то в Красноармейском районе параллельно ходили «пятерка» и «шестерка». С завода «Каустик» они везли пассажиров сначала на сажевый завод, а потом на набережную. Троллейбусное сообщение в самом южном районе Волгоград было закрыто в феврале 2016 года.

WhatsApp Image 2019-08-07 at 21.25.48(5).jpeg

WhatsApp Image 2019-08-07 at 21.25.48(6).jpeg

Преимущественно, первый парк сталинградских троллейбусов состоял всего из 20 троллейбусов типа МТБ-82Д, а первый отряд водителей троллейбусов был из 30 человек. Их начали готовить ещё в мае 1960 года. За прошедшие годы маршрутная сеть активно развивалась, и насчитывала 16 маршрутов, а количество троллейбусов превышало 300 единиц. Последний новый маршрут № 10а был открыт 12 марта 2018 года.

WhatsApp Image 2019-08-07 at 21.25.48(7).jpeg

WhatsApp Image 2019-08-07 at 21.25.48(8).jpeg

Некогда троллейбусная сеть Волгограда, которая развивалась и стремительно росла, сегодня в городе наоборот в состоянии вырождения. Последние годы город то и дело сотрясали закрытия депо в Красноармейском и Кировском районах. Депо в Дзержинском районе преобразовали в ремонтную базу. Троллейбусный парк города в том числе давно не обновлялся и его подвижной состав сокращается за счет того, что часть транспорта просто списывают.

WhatsApp Image 2019-08-07 at 21.25.48(9).jpeg

WhatsApp Image 2019-08-07 at 21.25.48(10).jpeg

На данный момент троллейбусного сообщения больше нет в Красноармейском и Кировском районах города, разобраны линии по шоссе Авиаторов от улицы Землячки до Рыбокомплекса, по улицам Мира и Симбирцева, от проспекта Ленина по улице Краснознаменской и набережной 62-й Армии до Речного вокзала и практически полностью «красноармейская» сеть, линии по 2-ой Продольной магистрали и улице Автомобилистов от улицы Тополёвой до Обувной фабрики, по улице Михайлова до Нижнего посёлка ВгТЗ не используются.

WhatsApp Image 2019-08-07 at 21.25.48(11).jpeg

WhatsApp Image 2019-08-07 at 21.25.48(12).jpeg

Отметим, что в 1989 году на волгоградском троллейбусе можно было прокатиться за 5 копеек.

А вот и автобус...

Есть те поколения, которые еще помнят волгоградские ПАЗы, МАЗы, ЛиАЗы и другие марки, в корне отличающиеся от современных низкопольных Volgabus.

WhatsApp Image 2019-08-07 at 21.25.48(13).jpeg

WhatsApp Image 2019-08-07 at 21.25.48(14).jpeg

И, действительно, автобусы еще та «живая» часть волгоградского общественного транспорта, которая периодически в городе да обновлялась.

WhatsApp Image 2019-08-07 at 21.25.48(15).jpeg

WhatsApp Image 2019-08-07 at 21.25.48.jpeg

Во времена СССР в Волгограде существовал довольно развитый автобусный парк. По городу пассажиров перевозили ЛиАЗЫ, на самых загруженных маршрутах трудились «Икарусы». Работали автобусы и на близкие окраины, доставляли пассажиров к предприятиям.

WhatsApp Image 2019-08-07 at 21.25.49(1).jpeg

WhatsApp Image 2019-08-07 at 21.25.49(2).jpeg

WhatsApp Image 2019-08-07 at 21.25.49(3).jpeg

К 1990-му году волгоградскую автобусную сеть существенно сократили, и довольно долго она оставалась совсем незначительной. Перевозки на городских маршрутах до 2000-х осуществлялись пятью предприятиями.

WhatsApp Image 2019-08-07 at 21.25.49(4).jpeg

WhatsApp Image 2019-08-07 at 21.25.49.jpeg

WhatsApp Image 2019-08-07 at 21.27.37(1).jpeg

В дальнейшем в городе все же случилось возрождение многих прежних маршрутов, зачастую с некоторыми изменениями, а на линии вышли новые единицы подвижного состава.

Отчасти существующая автобусная сеть охватывает все районы города, в том числе многие отдельно расположенные кварталы, отрезанные от основной сети улиц. Лишь некоторые точки города остались незатронутыми и нет прямого автобусного сообщения между частью удалённых друг от друга районов.

WhatsApp Image 2019-08-07 at 21.27.37(2).jpeg

WhatsApp Image 2019-08-07 at 21.27.37(3).jpeg

WhatsApp Image 2019-08-07 at 21.27.37.jpeg

Отдельная особенность Волгограда - проведение городских автобусных линий в наиболее удалённые места.

WhatsApp Image 2019-08-07 at 21.29.58.jpeg

WhatsApp Image 2019-08-09 at 19.05.31.jpeg

Напомним, что к 2015 году в автобусном парке Волгограда произошло глобальное обновление. Тогда в город привезли множество новых низкопольных автобусов Volgabus 5270 СитиРитм с газовыми двигателями. Также сейчас на дорогах можно увидеть низкопольные ЛиАЗ-5292.67, тоже работающие на газу.

_DSC0853.jpg

_DSC0854.jpg

_DSC0855.jpg

_DSC0856.jpg

_DSC0869.jpg

_DSC0872.jpg

_DSC0874.jpg

_DSC0878.jpg

_DSC0887.jpg

_DSC0897.jpg

_DSC0914.jpg

_DSC0918.jpg

Анна Фомиченко



Новости на Блoкнoт-Волгоград
  Тема: Волгоград: тогда и сейчас   
общественный транспортВолгоградлюдиволгоградцыСталинградулицыгородтроллейбусытрамваиавтобусымаршрутыжизнь
2
0
Народный репортер + Добавить свою новость

Топ 10 новостей

ПопулярноеОбсуждаемое